СОНАТА

СОНАТА
(итал. sonata, suonata, от слова suonare – звучать) первоначально, т.е. в эпоху начала развития самостоятельной инструментальной музыки (См.), служила вполне обычным названием всех вообще инструментальных пьес (впрочем Токката) и была противоположностью кантаты т.е. вокальной пьесы (от cantare петь). Термин с. в сущности есть сокращение "canzone da sonar" или "ricercar per sonar" и вероятно употреблялся еще гораздо раньше, чем стал появляться на заглавиях пьес (срв. Кантата). Если исключить два не вполне достоверных и не найденных сборника сонат Джов. Кроче (1580) и Андреа Габриели (1586), название с. впервые появляется на титуле "Canzoni et sonate" Андреа и Джов. Габриели (1615, изданы после смерти обоих). Различию между "Canzone" и "Sonata" на этом титуле не следует, конечно, придавать особое значение; тем не менее указание Мих. Преториуса (Syntagma, 3. 618) заставляет заключить, что пьесы для духовых инструментов уже давно назывались с-ми. Название Canzone (francese) для инструментальных пьес (в имитационном стиле, но с частыми аккордовыми эпизодами) появилось впервые по отношению к органным композициям (Андреа Габриели 1571); "Canzoni da sonar" написал впервые Фл. Маскера (1584). Для пьес, в коих преобладал аккордовый характер, до 1600 предпочтительно применяли термин "симфония" (Виадана, Сал. Росси). С.-соло для скрипки появляется впервые в 1617 у Биаджио Марини (впрочем с надписью Sinionia), "Sonate concertate" и пр. для 2 скрипок с continuo – в 1615 у Таркв. Мерула. Симфонии, а также канцоны и с-ы исполнялись в Италии в кач. вступительных и промежуточных нумеров к церковным вокальным произведениям (но также и в опере; подобно тому как в Германии около того же времени паваны). Вслед затем появляются инструментальные пьесы, не предназначенные для церковного исполнения ("da camera"). Настоящей "sonata da camera" (состоящей из танцевальных песен) нельзя найти в Италии до Иог. Розенмюллера (1667, Венеция), но в Германии она развилась с начала 17-го века (вариационная сюита Пейерля, Шейна и т.д.). Постепенно сгладились затем различия между итальянской фугированной с-й (sonata da chiesa) и камерной с-ой, путем взаимного воздействия и заимствования друг у друга все большего количества элементов. Срв. также Увертюра и Симфония. С. – соло для скрипки и баса сделалась постепенно главной ареной соперничества для виртуозов; перенесение элементов, выработанных такой с-й, в многоголосные (оркестровые) с-ы привело к концерту (См.). К произведениям для одного фп. название с-ы применил Иог. Кунау (См.). Первые с-ы для скрипки с разработанной фп-ной партией написал И. С. Бах. Дом. Скарлатти называл с-ми отдельные пьесы в танцевальной (песенной) форме (с репризой). Ф. Э. Бах впервые создал многочастную с-у, в которой фугированный стиль исчез совершенно, но в области скрипичной музыки его опередил уже Локателли. Развитие двухчастной песенной формы в разработанную "сонатную форму" произошло весьма постепенно трудами И. С. Баха. И. Фр. Фаша, Локателли, Иог. Христ. Баха, Моцарта, Гайдна. Эти композиторы все определеннее вводили в характерную, главную (первую) часть сонаты вторую тему, контрастирующую первой, и, развивали новые приемы разработки тем (разложение темы на ее элементы и комбинирование их вместо исключительно применявшегося ранее повторения темы в других строях). Форма с-ы была окончательно установлена Клементи, Моцартом, Гайдном и Бетховеном и сделалась обязательной для всех видов инструментального ансамбля (скрипка с фп.; фп., скрипка и виолончель [фн-ное трио]; струнный квартет, квинтет и пр.) и для оркестра (симфония); в особенности первые части (Allegro) этих циклических (т.е. состоящих из целого цикла частей) произведений пишутся всегда в сонатной форме. В с. вводился и программный элемент (Бетховен, op. 71). Срв. J. Faisst "Beiträge zur Geschichte der Klaviersonate" (в "Cäcilia" Дена, 1846), S. Bagge "Die geschichtliche Entwicklung der Sonate" (1880), J. S. Shedlock "The pianoforte Sonate" (1895, нем. перев О. Штиглица 1897). В русск. перев. имеется сочинение О. Клаувелля "История сонаты" ("Русск. муз. газета, 1902 NoNo 4–40).

Музыкальный словарь Римана. - Москва, Лейпциг. . 1904.

Игры ⚽ Поможем написать реферат
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "СОНАТА" в других словарях:

  • СОНАТА — (ит. sonata, от лат. sonare звучать). Прежде называлась пьеса, предназначенная для исполнения на каком нибудь инструменте, в отличие от кантаты пьесы для пения. Нынче собрание муз. пьес и соединение их в одно целое. Словарь иностранных слов,… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Соната F-A-E — Соната F A E  соната для скрипки и фортепиано, написанная по инициативе Роберта Шумана им самим и двумя его младшими коллегами, Иоганнесом Брамсом и Альбертом Дитрихом. Создана в октябре 1853 года в Дюссельдорфе (в дневнике Шумана… …   Википедия

  • соната — ы, ж. sonate f., ит. sonata. Инструментальное музыкальное произведение, состоящее обычно из четырех или трех различных по характеру и темпу частей, из которых одна имеет форму сонатного аллегро. БАС 1. Sonates. Сонаты. Есть безчисленное множество …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • СОНАТА — (итальянское sonata, от sonare звучать), камерно инструментальное произведение; один из основных жанров инструментальной музыки. Классическая соната для одного или двух инструментов (фортепьяно; скрипки и фортепьяно; и др.), представляющая собой… …   Современная энциклопедия

  • СоНата — (Санкт Петербург,Россия) Категория отеля: 2 звездочный отель Адрес: Улица Опочинина 9, Василе …   Каталог отелей

  • Соната — (итальянское sonata, от sonare звучать), камерно–инструментальное произведение; один из основных жанров инструментальной музыки. Классическая соната для одного или двух инструментов (фортепьяно; скрипки и фортепьяно; и др.), представляющая собой… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • СОНАТА — СОНАТА, сонаты, жен. (итал. sonata) (муз.). Инструментальное музыкальное произведение из трех или четырех различающихся своим содержанием частей, из которых одна или две написаны в форме сонатного аллегро (см. сонатный). Крейцерова соната.… …   Толковый словарь Ушакова

  • СОНАТА — СОНАТА, ы, жен. Музыкальное произведение для одного или нескольких инструментов, состоящее из нескольких контрастирующих частей, объединённых общим замыслом. Сонаты Скрябина. | прил. сонатный, ая, ое. Сонатная форма. Толковый словарь Ожегова. С.И …   Толковый словарь Ожегова

  • СОНАТА — жен. музыкальное, фортепьянное сочинение своего рода. Сонет муж. стихотворение из двух четырестиший, и двух трестиший. Сонетка жен. звонок, колокольчик, позвонок, с проводом куда, для призыва прислуги. Сонометр муж., лат. звукомер, снаряд для… …   Толковый словарь Даля

  • соната — сущ., кол во синонимов: 3 • жанр (41) • сонатина (1) • сонатка (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н …   Словарь синонимов

  • Соната — (не следует смешивать с сонатной формой). До конца XVII С.называлось собрание инструментальных пьес, а также вокальный мотет,переложенный на инструменты. С. разделялись на два рода: камерную С.(sonata da camera), состоявшую из прелюдий, ариозо,… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»